7 июля 2018

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Давным-давно гореть бы в огне падшему миру, если бы не являлись на земле праведники. Именно они, искатели чистоты и истины – молитвенники и угодники Божии, удерживают чашу гнева Божия, готовую попалить чудовищные злодеяния человечества. Так говорил великий Палестинский святой VI века преподобный Варсонуфий: «Многие молят Человеколюбца Бога о том, чтобы прекратился сей гнев Его на мир, и нет никого человеколюбивее Бога; но [при всем том] Он не хочет помиловать нас, ибо сопротивляется сему множество грехов, совершающихся в мире. Есть же мужи, совершенные пред Богом, которые превзошли меру человечества… Они-то стоят между губительством и миром, чтобы Господь не вдруг истребил весь мир и, по молитвам их, Он растворяет наказание милостью… Молитвы сих мужей сливаются во входе горнего жертвенника Отца светов, и они сорадуются и свеселятся друг другу в небесах. Когда же взирают на землю, то вместе плачут и проливают слезы, и рыдают ради совершающихся на ней зол, которые воздвигают гнев Божий… и я верую, что они оказывают [миру] великую милость, поистине оказывают».

Только в простом народе теплились еще искры живой веры, а в высших слоях общества чтили Бога Живого своей праведной жизнью и духом лишь немногие. Среди таких редчайших в то время хранителей духовности были праведные Захария и Елисавета, родители святого Иоанна Крестителя. Смирение, благочестие и чистота жития не избавляли праведных Захарию и Елисавету от насмешек и поругания со стороны кичливых законников. У праведных супругов до глубокой старости не было детей, а бездетность в иудейской среде считалась позором, карой Божией за какие-то скрытые грехи. Смиряясь, они считали себя жалкими грешниками и уже не надеялись избавиться от поношения. Один Господь видел благочестие праведных супругов и готовил им высокую награду. Праведные Захария и Елисавета были предызбраны для того, чтобы стать родителями пророка, величайшего из рожденных женами. Знамениями и чудесами предвозвещался высокий удел, к которому Господь призывал «дитя старости» смиренных боголюбивых супругов. Рождение святого Иоанна Предтечи Архангел благовествовал его отцу, когда тот предстоял алтарю Всевышнего. Праведный старец Захария не нашел в себе сил поверить Небесному вестнику, и за маловерие был наказан немотой. И только при рождении чудесного младенца отец его вновь обрел дар речи. «Как будто имя Иоанна было ключом для уст отца, которые, после написания Захариею этого имени, отверзлись для прославления Бога», – замечает святитель Димитрий Ростовский.

Еще во чреве матери младенец Иоанн явился чудотворцем и прозорливцем, от него излился дар пророчества и на его праведных родителей. Малое чудо рождения святого Иоанна от бездетных стариков словно предвозвещало величайшее чудо Боговоплощения от Девственной Матери. Благовестник Рождества Сына Божия на земле, Архангел Гавриил свидетельствовал, обращаясь к Приснодеве Марии: Вот, и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц; Ибо у Бога не останется бессильным никакое слово (Лк.1:36–37). Сразу же после Благовещения поспешила Богоизбранная Дева к праведной Елисавете, чтобы поделиться несказанной и несравненной Своею радостью. Это была не только встреча Пречистой Матери Божией с матерью величайшего из пророков, но и таинственное духовное соприкосновение воплотившегося Сына Божия и Его Предтечи. «Изумительные дела и чудеса! Нисшедший Избавитель рода нашего, сущий во чреве, явился к другу Своему Иоанну. И еще не родился Иоанн, а уже говорит радостными движениями; еще не видит света, а познает Солнце; еще он не способен издавать звуки, а уже предвозвещает Господа!» – восклицает святитель Иоанн Златоуст. Воистину достойных родителей Богоизбранного младенца, праведных Захарию и Елисавету радовало не столько избавление от позора бездетности и появление у них дитяти – утехи старости, сколько предназначенный их сыну священный удел: Он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей (Лк.1:15). Однако не земные утешения ждали праведное семейство после рождения святого Иоанна Предтечи, и недолго им оставалось быть на земле всем вместе, – ибо мировая злоба сразу же обрушилась на будущего своего обличителя, еще в младенчестве познал Предтеча Господень свирепость гонений. Тогдашнему правителю Иудеи, царю Ироду, как и любому тирану, всюду мерещилась угроза его власти. Ирод знал пророчества о скором явлении Мессии – «Царя Иудейского», но не понимал, что Царство Мессии – не от мира сего, потому и дрожал за свой ничтожный престол. Жестокий Ирод также задался вопросом: «Не он ли будет царь иудейский?» – и послал убийц в Хеврон, где жила семья праведного Захарии. Убийцы не нашли младенца Иоанна: праведная Елисавета с ребенком на руках успела бежать в горы, высившиеся посреди Палестинских пустынь. Там, среди скал и песков, Всемогущий Господь явственно простер десницу Свою над Своим избранником. Воины Ирода шли по следу беглецов, уже настигали их, когда праведная Елисавета воззвала: «Гора Божия! прими матерь с чадом». И гора, эта неодушевленная каменная громада, в отличие от противящихся Господу людей, не посмела ослушаться своего Творца, гора расступилась, укрывая праведную мать и юного Предтечу Господня. Свирепый Ирод, лишенный страха Божия, не угомонился и при вести об этом чуде. В те дни праведный Захария совершал богослужения в Иерусалиме, – и вот прямо во храм вломились палачи Ирода и потребовали: «Отдай нам сына твоего». «Я служу теперь Господу Богу, а где в настоящее время сын мой, – того не знаю», – отвечал праведник. Кощунники не поверили ему и убили праведного Захарию во время богослужения, между святилищем и алтарем, кровь его впиталась в мрамор и запечатлелась на камне во свидетельство злодеяния Иродова. Так принял мученическую кончину праведный отец святого Иоанна Крестителя. Вскоре скончалась и праведная Елисавета. Престарелая мать Предтечи не вынесла тягот бегства и блуждания по пустыне. И так, еще совсем маленьким, остался святой Иоанн один-одинешенек среди скал и песков, но рука Господня была с ним.

Долгие годы Предтеча Господень возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю. Пищей его были акриды – сушеная саранча, да горький мед диких пчел, – зато не разжигали его чистое тело страсти, происходящие от жирных кушаний и хмельного вина. Одеждой ему служила колючая верблюжья шерсть, – зато не липли к нему демонские соблазны, опутывающие лежащий во грехах мир. Он не слышал ни лести, ни зазывных воплей разгула, ни пустого краснобайства лжеименных мудрецов, – зато собеседниками его являлись Ангелы Божии и приникал он в сладчайшей молитве к Источнику жизни и истины, Всещедрому Господу. Суров был подвиг пустынножительства Иоаннова, – зато высоко было предназначавшееся ему служение. И вот, облекшись чистотой и силою свыше, приуготовившись сам, вышел святой Иоанн Предтеча к людям, дабы возвратить непокоривым образ мыслей праведников, представить Господу народ приготовленныйпрямыми сделать стези Господу.

Празднуя Рождество всехвального пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, воспримем же всем сердцем спасительный его призыв: Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное (Мф.3:2). Секира гнева Божия, о которой возвещали древние пророки, по-прежнему готова подсечь корни ленивых и бесплодных душ, обрекающих себя вечному огню. Не будем же испытывать долготерпение Господне, но сами отсечем от себя гнилые и мертвые ветви грехов и пороков спасительной секирой покаяния, да спасемся от пагубы. И да не убоится никто из нас целительных трудов покаяния, дабы не отступиться от милосердия Божия, но и да не будет расслабляться, чтобы не обратить это милосердие себе во зло. Ибо, по слову Самого Господа нашего Иисуса Христа: От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф.11:12).  Богу же нашему слава всегда, ныне и присно и во веки веков.  

Аминь.

Источник: Владимир (Иким), митрополит Омский и Таврический: Слова на двунадесятые и великие праздники.


Возврат к списку

Комментарии

У вас нет прав на добавление комментариев. Обратитесь к администрации сайта.