12 июля 2018

«Павел и Петр – это два сопряженные вола церковные,

которые возделали во вселенной добрую ниву».

(свт. Иоанн Златоуст)

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Славными и всехвальными именует Святая Церковь первоверховных апостолов Петра и Павла. Действительно, какой чести и какой хвалы не заслуживают эти избранники Божии, каких подвигов не совершили они, будучи споспешествуемы Духом Святым! Святые апостолы мужественно шествовали путем Христовым, перенося унижения и осмеяние, бедствия и заточение, и, наконец, запечатлели свое служение мученической кончиной и воссели на небесах в лучезарных венцах.

Однако путь апостолов Петра и Павла к сиянию святости не был изначально прост и прям. Это был путь человеческий, путь из пропасти грехопадения к заветной вершине, и «красные ноги» последователей Спасителя кровоточили на этом пути. Удивлявшимся их дарованиям людям апостолы говорили: Мы – подобные вам человеки и благовествуем вам, чтобы вы обратились к Богу Живому, Который сотворил небо и землю (Деян.14:15).

Велика была вера апостола Петра. Он первым исповедал Божество Спасителя: Ты – Христос, Сын Бога Живого (Мф.16:16) – и затем удостоился высочайшего обетования: Ты – Петр (Камень), и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее(Мф.16:18) Но даже Петр, этот столп веры, не устоял во дни Страстей Господних, трижды «страха ради иудейска» отрекся он от Спасителя. После отречения понял апостол, что он сделал, и, как мы читаем в Евангелии «вышед вон, плакал горько» (Мф.26:75). Священное Предание повествует, что с тех пор и до самой его кончины глаза святого Петра были красны от слез, все свои ночи он горько оплакивал этот грех. И в час принятия мученического венца апостол Петр счел себя недостойным быть распятым, подобно Спасителю, – он упросил палачей, чтобы его распяли вниз головой. Такова была сила покаяния святого апостола в единственном совершенном им грехе слабодушия. Сравним это горячее в течение всей остальной жизни покаяние Петра в этом единственном грехе с нашим кратким и «прохладным» покаянием в гораздо большем множестве совершенных нами грехов и беззаконий и пусть оно послужит нам примером искреннего покаяния!

Милосердный же Спаситель простил Своего ревностного ученика, более того – наградил его без меры. Троекратно вопрошал Воскресший Иисус Петра: Любишь ли ты Меня? (Ин.21:15–17) – и каждый раз, получая утвердительный ответ, словно бы омывал его от предшествовавшего отречения. Именно апостолу Петру рек Господь: Дам тебе ключи Царства Небесного (Мф.16:19).

Если первоверховный апостол Петр – привратник у райских дверей, то первоверховный апостол Павел – путеводитель в Царствие Небесное. Иди, Я пошлю тебя далеко к язычникам (Деян.22:21), – прорек Господь апостолу Павлу, и он пронес свет любви Христовой от края до края земли, основал великие христианские общины, составил Богодухновенные Послания, питающие хлебом истины все поколения верных. Но каков был Павел до того, как Спаситель призвал его? Под именем Савла будущий великий апостол Христов являлся жесточайшим гонителем Церкви, «дышал угрозами и убийством» (Деян.9:1). Когда Господь послал за Павлом (тогда еще Савлом) благочестивого Ананию, тот ответил Ему: Господи! Я слышал от многих о сем человеке, сколько зла сделал он святым Твоим (Деян.9:13). Но Спаситель ответствовал: Он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое народам и царям (Деян.9:15).

Что же такого было в Савле, почему сделался он избранником Божиим? Нечестивыми казались его деяния, но Господь зрит не на дела, а на сердца человеческие. Савл был заблудший, но истовый ревнитель по Боге, не просвещенный, но пламенный искатель истины. Ополчаясь на христиан, которых он считал еретиками, Савл думал, что следует закону справедливости, не ведая, что миру уже открыт высочайший закон любви. Господь не оставил эту взыскательную душу гибнуть в сетях заблуждений, «ибо любовь Христова объемлет нас» (2Кор.5:14). Апостол Павел говорит о своем прошлом: Если кто другой думает надеяться на плоть, то более я, обрезанный в восьмой день, из рода Израилева… по учению фарисей, по ревности – гонитель Церкви Божией, по правде законной – непорочный. Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою… И все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа (Флп.3:4–8). Ослепленный на пути в Дамаск Божественным Светом и прозревший от того же Света Христова, жестокий Савл переродился в огненной купели благодати и сделался святым апостолом Павлом. Отвергшись пустого законничества фарисейского, он постиг, насколько милосердие выше даже кажущегося праведным гнева, кротость – суда, самоотверженность – гордости. Движимый великой любовью ко Христу Спасителю, апостол Павел, уподобляясь Ему, обрек себя на страдания за весь род человеческий. И не только соплеменники, но сыновья и дочери чужедальных земель стали ему родными в Господе Иисусе. «Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за тело Его, которое есть Церковь» (Кол.1:24). В восхвалениях первоверховного апостола Павла он именуется «ластовицей», ласточкой Христовой. Ласточка – перелетная птица, провозвестница весны. Вот так и апостол Павел преодолевал огромные расстояния, повсюду благовествуя Божественную весну Воскресения.

Празднуя память первоверховных апостолов Петра и Павла, мы можем не только восхищаться их подвигами, но и почерпнуть урок того, как превозмогает человек свое греховное прошлое и достигает Царства Небесного. Патриарх Алексий II говорил: «Человек должен быть терпим не только к чужим недостаткам, но и к своим. Человеку бывает нужно со смирением принять то, что он такой, какой есть, и постараться от этого смирения стать лучше, – но не ужасаться и не отчаиваться оттого, что он такой. Боюсь, что люди в нашей стране не покаялись, а именно ужаснулись – притом не самих себя даже, а своего прошлого и друг друга».

Пусть пример святых апостолов удерживает нас от отчаяния в немощах и падениях наших и возгревает наши сердца к ревностному служению, да последуем мы завету апостольскому: Будьте тверды, непоколебимы, всегда преуспевайте в деле Господнем, зная, что труд ваш не тщетен перед Господом (1Кор.15:58), ибо Ему, во святых Своих почивающему, подобает всякая слава во веки веков.

«Источник: Владимир (Иким), митрополит Омский и Таврический: Слова на двунадесятые и великие праздники»  


Возврат к списку

Комментарии

У вас нет прав на добавление комментариев. Обратитесь к администрации сайта.