30 Января 2005
Дорогие братья и сестры!

Продолжаем нашу беседу о молитве.
По словам преподобного старца Силуана Афонского, "без молитвы душа не пребудет в любви Божией, ибо через молитву приходит благодать Святого Духа. Молитвою хранится человек от греха, ибо молящийся ум занят Богом и во смирении духа стоит пред лицом Господа, Которого знает душа молящегося".
Но почему христианину нужно стремиться к молитвенному совершенствованию?
Чтобы понять это, обратимся к трудам святых отцов:
Молитва есть творчество, творчество высочайшее, творчество по преимуществу и в силу этого она бесконечно разнообразна, но все же есть некоторая возможность различения ее на виды в зависимости от установки или направленности главных духовных сил человека.
В этом смысле молитва совпадает с этапами нормального развития человеческого духа. Первое - движение ума вовне, второе - возвращение его к самому себе и третье - движение к Богу через внутреннего человека.
В соответствии с таким порядком Святые Отцы устанавливают три образа молитвы: первый характеризуется воображением, второй - размышлением, а третий - погружением в созерцание. Действительно правильной, должной и плодотворной Отцы считают только молитву третьего образа, но учитывая невозможность для человека иметь такую молитву с самого начала его пути к Богу, и два первых образа молитвы считают явлением нормальным и в свое время полезным.
Объясняется это тем, что первые два образа молитвы малоплодны: они не выводят человека из постоянной борьбы помыслов, и не дают достигнуть ни свободы от страстей, ни, тем более, чистого созерцания. Третий, наиболее совершенный образ молитвы, есть такое стояние ума в сердце, когда молящийся из глубины своего существа, вне образов, чистым умом предстоит Богу. Соединение ума с сердцем - есть вообще нормальное религиозное состояние человеческого духа, желательное, искомое, даруемое свыше. Соединение ума с сердцем испытывает всякий верующий, когда он внимательно, "от сердца" молится; еще в большей степени он познает его, когда приходит к нему умиление и сладостное чувство любви Божией. "Любящая Господа душа не может не молиться, ибо она влечется к Нему благодатью, которую познала в молитве", "О, человече, учись Христову смирению, и даст тебе Господь вкусить сладость молитвы"(старец Силуан Афонский). Характерным следствием водворения ума вовнутрь является прекращение действия воображения и освобождение ума от всякого образа, в него проникшего. Ум при этом становится - весь слух и зрение, и видит и слышит всякий помысл, приближающийся извне, прежде чем этот последний проникает в сердце. Совершая при этом молитву, ум не только не допускает проникновения помыслов в сердце, но и отталкивает их.
Поэтому, христианину нужно стремиться к такой сердечной молитве, чтобы в совершенстве общаться с Господом, очищать себя от страстей и чистым сердцем внимать Богу. Вот что советуют святые отцы желающим научиться молитве:
Святой праведный о. Иоанн Кронштадтский: "Как телесная пища оказывается почти безвкусной, когда мы употребляем ее очень спешно, так и духовная пища теряет свой вкус для нашей души, когда мы произносим слова молитвы очень спешно, с намерением скорее кончить, даже отзывает горечью в нашем сердце. Без усвоения ее себе сердцем, нельзя находить сладости в молитве, так что самая трогательная молитва, не прочувствованная сердцем, не имеет для нас почти никакой цены".
"Когда при чтении молитв будешь искать умом и сердцем Господа, не ищи Его далеко: Он тут, в самых словах молитвы. Только внимай им сокрушенным и смиренным сердцем, и Господь перейдет из них и в твое сердце. В словах молитвы дышит Дух Божий".
Старец Силуан Афонский:
"Если ум твой хочет молиться в сердце и не может, то читай молитву устами и держи ум в словах молитвы, как говорит "Лествица". Со временем Господь даст тебе сердечную молитву без помыслов, и будешь легко молиться".
Однако, следует быть очень осторожным: "Некоторые повредили себе сердце и дошли до того, что потом и устами не могли ее произносить. Необходимо знать style="font-weight: bold">порядок духовной жизни: дары даются простой, смиренной, послушливой душе. Кто послушлив и во всем воздержен - в пище, в слове, в движениях, тому Сам Господь дает молитву и она легко совершается в сердце".
"Кого любишь, о том хочется мыслить, о том хочется говорить, с тем хочется быть. А Господа любит душа, как Отца и Создателя, и предстоит Ему в страхе и любви: в страхе, потому что Господь; в любви, потому что знает душа Его как отца; Он зело милостив и благодать Его сладка паче всего. И я познал, что молиться легко, потому что помогает благодать Божия. Господь милостиво нас любит и дает нам молитвою беседовать с Ним, и каяться, и благодарить.
Нет сил описать, как много нас любит Господь; Духом Святым познается сия любовь, и душа молящегося знает Духа Святого".
Святитель Феофан Затворник:
"Но никогда не забывайте, что существо молитвы есть ума и сердца возношение к Богу, ибо Бог везде есть. И святой пророк учил свою душу: на всяком месте владычества Его, благослови, душе моя, Господа! Больше всего к этому располагать может память о Боге, любовь к Богу. К памяти Божией надо себя приучать, и средство к тому краткая молитовка, непрестанно в мысли повторяющаяся: Господи, помилуй! Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного!"
"Чем более будете утверждаться в памяти Божией, или в умном предстоянии Богу в сердце, тем все более и более будут улегаться и мысли и менее блуждать. Внутреннее упорядочение и успех в молитве идут вместе".
Если вы хотите исправить свою молитву, трудитесь усердно: непрерывно и постоянно, с терпением и самопринуждением. Если придет лень, желание ослабить или даже сомнение, нужно ли так делать - гоните все это, воодушевитесь надеждой и упованием, что "Господь, видя труд ваш над молитвою и усердие, с каким Вы ищете навыка в ней, даст Вам, наконец, молитву и она, утвердившись в сердце, будет сама бить оттуда ключом. Сей блаженнейший плод, есть плод труда молитвенного! Чаяние его воодушевляло всех молитвенников, и получение его было для них источником непрестанного блаженства духовного, радования и покоя сердца в Боге. О, да дарует Вам Господь плод сей! Но без труда не даст, труда постоянного, самопринудительного, терпеливого, уповательного. Мужайтесь!"
Святитель Феофан Затворник


Возврат к списку

Комментарии

У вас нет прав на добавление комментариев. Обратитесь к администрации сайта.