«Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к бесам».
(2 Тим. 4, 3-4)
На протяжении последних нескольких лет на российском «рынке духовности» появилось великое множество разнообразного товара. Одним из них стало движение почитателей Анастасии, возникшее после опубликования неким Владимиром Пузаковым, избравшего себе «западный» псевдоним «Мегре», — серии книг о лесной жительнице по имени Анастасия (их совокупный тираж, по оценкам прессы, скоро достигнет трех миллионов экземпляров). Произведения быстро распространяются и находят себе довольно многочисленных поклонников.
По словам автора, Анастасия — исключительный представитель человеческого рода, она якобы может непосредственно общаться с «высшим разумом» (понимай, с богом), который является ей в виде светящегося шара; она предвидит будущее, может его изменять, способна исцелять болезни, переноситься в пространстве не только мыслью, но и, телепортируясь, посещать разные части Земли и даже иные планеты. Откуда же взялась Анастасия? Мифология такова. Анастасия происходит из рода, который в течение тысячелетий живет отдельно от остального человечества, лишь иногда вступая в контакт с людьми (В. Мегре «Анастасия. Существует для тех, для кого существует». Ростов-на-Дону, 1998, с. 338). В тексте неоднократно подчеркивается, что Анастасия хранит память тысячелетий, унаследованную от далеких предков.
Живет она на поляне, в теплой одежде не нуждается (дело происходит в Западной Сибири, на берегах Оби), не делает никаких продовольственных запасов, питаясь тем, что найдет или что получит от белок (которые запасают орехов и грибов больше, чем нужно). Позже по ходу повествования выясняется, что Анастасия выращивает в лесу огурцы и помидоры. Автор делает вывод о том, что лесная жительница «является неотъемлемой частью Природы» [ук. соч., с. 36], ей послушны птицы и звери, медведица и волчица служат ей домашней прислугой.
В четвертом томе опуса Пузакова рассказывается о том, как Анастасия доставила его на другую планету, показав «центр захвата». Автор пытается убедить своих читателей в том, что на многих планетах существуют цивилизации, технически развитые и порожденные злыми сущностями — конкурентами бога. Они хотят погубить землю, но «Анастасиюшка» по ходу развития сюжета материализуется в штабе врага (переместив свое тело на другую планету), парализует его волю и уничтожает орудия, приготовленные для порабощения человечества. Поэтому, в конце концов, Пузаков провозглашает ее «мессией».
Очевидна проблема, с которой уже начал сталкиваться Пузаков. Люди, поверившие в его басни, хотят видеть Анастасию. «Предъявить» что-либо, кроме фотокарточки, представляется затруднительным. Поэтому предложен лозунг: «Я существую для тех, для кого существую». Не веришь – твоя проблема. Но на всякий случай задуман отходной маневр: со временем автор, вполне возможно, убьет свою героиню. Первый намек находим в разговоре Пузакова с «дедушкой Анастасии». Там задается вопрос: «Она неизбежно погибнет?» Дед отвечает: «Трудно сказать. Все (из рода «просветленных» - Авт.) погибали значительно раньше, а она не раз вступала на путь, предрекающий гибель физическую».
Для нас, конечно, живой интерес представляет новое сектантское учение, точнее, даже не учение, а хаотичный навал высказываний о божественном. Читатель Пузакова непритязателен, религиозно необразован, но жаждет контакта с чем-то таинственным и в то же время подтверждаемым «научно-популярной литературой». Ведь все в прошлом были атеистами, а теперь хочется чего-нибудь простенького, но таинственного.
Прежде всего, обратимся к высказываниям Пузакова и его литературной героини о боге. Он описывается как «межпланетный разум, интеллект», который наполовину находится «во внематериальном мире» в виде комплекса энергий, а другой половиной «рассредоточен на Земле, в каждом человеке» [ук. соч., с. 48]. Бог оказывается безличной разумной субстанцией, рассеянной в мире, и постепенно превращается во «что-то», в «разум, интеллект, существа, силы света, вакуум, абсолют, ритм, дух, бога» [ук. соч., с. 230].
Сектантская антропология ничуть не менее сумбурна, чем богословские умствования. Здесь опять проглядывает основная тема «анастасийщины» – человекобожие. Именно человеческие «энергии» пронизывают и питают все бытие. Если же человек сумеет овладеть всеми своими «силами», то станет господином Вселенной. А до бога далеко… Эпитеты для человека предложены такие: властелин, царь, подобен ангелу, чист и непорочен, мудрейшее существо, подобное богу.
Ради достижения всемогущества рекомендуется напряженно «мечтать» и «мыслить». Сила мысли по мощности уподобляется Анастасией «процессам, происходящим на Солнце». Дальше — как во всех наставлениях по магии: выполните перечисленные действия, кажущиеся простыми, но на деле невыполнимыми, — и все ваши желания исполнятся. «Анастасиюшка» учит, что «мечтой», только не абстрактной, а детализированной до мельчайших подробностей, можно сотворить все, что угодно [ук. соч., с. 158].
Мы были бы несправедливы, сказав, что Пузаков опирается только на «лесной» авторитет, пытается он заигрывать и с Православием.
Однако в его руках Св. Писание становится жертвой грубого искажения и примитивизации, демонстрирующей презрение к простоватому читателю. Например, нам сообщают, что Моисей «писал скрижали» в лесу [ук. соч., с. 35].
Реверансы в адрес христианства довольно скоро сменяются сначала отстранением, а потом и враждебностью. Концепция «Анастасиюшки» исходит из избитой рериховской посылки, что все религии равны, содержат частицы истины. Во главе каждого учения стояли «просветленные». Пузаков в одном ряду перечисляет славянского «скотьего бога» Велеса, персонажей индийского эпоса «Махабхараты» и «Рамаяны» – Кришну и Раму, трехликого и рогатого Шиву индуистской мифологии, Иисуса Христа, Аллаха (не имея понятия о том, что этим словом в исламе именуется бог – творец мира, никогда не воплощавшийся) и Будду [ук.соч.,с.62].
Цитируя этот «поток сознания», Пузаков не сомневается, что наивный читатель примет скудоумие за высокое откровение. Соблюден главный принцип: вали в кучу непонятные слова — не ошибешься.
Дальше — больше. О православных паломниках, отправляющихся в Святую Землю, читаем: «А россияне едут за тридевять земель, чужим богам поклоняться» [ук. соч., с. 401]. Пузаков возрождает доморощенное язычество, как это отчетливо видно в конце книги «Звенящие кедры России», где помещены стишки поклонников «Анастасиюшки». Некий «целитель» Н. Кузнецов пишет про Россию, что «дохристианской быть отныне тебе судьбою суждено».
Важной частью учения «Анастасиюшки» является поклонение кедру, чье божественное предназначение — накапливать космическую энергию.
Приведенных примеров достаточно для того, чтобы понять: рассматриваемое нами произведение, претендующее сказать новое слово «духовности», содержит набор различных идей. Эти идеи беспорядочно разбросаны по тексту, и невзыскательный читатель не всегда обратит внимание на то, что, по сути, имеет дело с халтурной языческой поделкой.
Желающие более подробно узнать об этом лжеучении могут ознакомится со статьей священника Петра Иванова в журнале «Прозрение» №1(6) 2001 г.
Иерей Димитрий Беженарь
03.08.2007
Комментарии
У вас нет прав на добавление комментариев. Обратитесь к администрации сайта.