В наше время лжечудеса и лжесенсации пользуются небывалым спросом среди людей нецерковных. К глубокому сожалению подобный ажиотаж вокруг новых «видений» и «откровений» наблюдается и в среде православных. В связи с этим, пастырям Церкви всё чаще приходится предостерегать верующих от соблазна «особого служения». Хорошо известно, что ищущие спасения идут путём покаяния, а ищущие духовных «восторгов», новых «откровений» и «пророчеств», легко попадают в сети лжедуховности.

В среде верующих распространяется книга «Чудеса и предсказания Славика», повествующая о «видениях» 11-летнего мальчика Вячеслава Крашенинникова. Вот что говорит по поводу этого феномена Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в своём ежегодном «Обращении» к клирикам и монашествующим г. Москвы от 24 декабря 2007 года.: «Мы имеем информацию из Челябинской епархии об участившихся случаях паломничества духовенства и мирян в город Чебаркуль для поклонения так называемому отроку Вячеславу Чебаркульскому. Религиозное почитание скончавшегося 15 лет назад чебаркульского школьника Вячеслава Крашенинникова (1982-1993), объявленного некоторыми средствами массовой информации «пророком», «святым» и «блаженным», началось вскоре после изда¬ния его матерью ряда книг с воспоминаниями о сыне, в том числе книги «Чудеса и предсказания отрока Славика». После этого начали совершаться паломничества к могиле мальчика, причем земля с его могилы используется в магических целях - в отвергаемых Право¬славной Церковью ритуалах. Кроме того, написаны акафист ему и его икона. Тем самым создаются предпосылки формирования в Че¬лябинской области нового культа, причем кощунственно использу¬ется православная обрядность, эксплуатируется естественное чело¬веческое стремление к надмирному, горнему.
Нам понятна и близка скорбь матери, потерявшей совсем юного сына. Но, понимая и разделяя эту скорбь, мы с горечью констатируем, что последующие ее действия, направленные на возбуждение в обще¬стве интереса к покойному ребенку и создание культа его почитания как святого, не соответствуют церковному вероучению и церковной практике канонизации и почитания святых. Не в религиозном покло¬нении нуждается покойный мальчик, легкомысленно объявленный Божиим угодником, а в усердной молитве, прежде всего в молитве о нем матери. Создаваемый же культ поклонения «отроку Вячеславу» является самоизмышлением, содержит в себе элементы заурядного суеверия, кощунственного посягательства на учение Церкви и насаж¬дается организованной группой антицерковно настроенных людей».
Вызывает большую осторожность факт всё чаще появляющихся видеоматериалов, знакомящих зрителей с особыми людьми, сподобившимися «особых откровений». Недавно появившийся фильм «У черты вечности», знакомит нас с рабой Божией Еленой, повествующей об опыте своей клинической смерти. Фильм справедливо вызвал недоумение и смущение у многих верующих, ибо пронизан болезненным противостоянием и борьбой с новыми документами. Призыв самоустраняться от реальной церковной жизни, жестокая критика священноначалия и пастырей и нагнетание необоснованных страхов перед ком¬бинацией цифр – вот, пожалуй, главная идея 3-х часового фильма. Всё это ставит данный фильм в один ряд с другими, подобными же псевдоправославными видеоматериалами.
Рассудительная осторожность очень необходима в духовной жизни. Только в свете Священного Предания Церкви мы можем дать правильную оценку любым своим переживаниям.
Вот как говорит об этом Преподобный Макарий Великий: «Любителю добродетели должно очень заботиться о стяжании рассуждения, чтоб он вполне мог различать добро от зла, чтоб мог исследовать и познавать разнообразные демонские козни, которыми диавол имеет обычай развращать под видом добрых представлений уму. Полезно быть всегда осторожным для избежания опасных последствий. По легкомыслию не вдавайся скоро внушению духов, хотя бы то были и Ангелы Небесные, но пребывай непоколебимым, подвергая вся самому тщательному исследованию, и тогда, что усмотришь истинно добрым, приими, а что окажется злым, то отвергни». (Прп. Макарий Великий. «Духовные беседы». Слово IV, гл. 13).
Приведем высказывание еще одного отца Церкви, Преподобного Григория Синаита. «Ты никак не приими, если увидишь, что чувственно или умом, вне или внутри себя, будет ли то образ Христа или Ангела, или какого святого, или если возмечтается и изобразится воображением в уме свет; ибо и самому уму свойственна по естеству мечтательность, и он удобно составляет образы, какие желает, что обычно у невнимающих к себе строго, и чем они наносят вред самим себе. Человек нуждается во многом рассуждении, чтоб стяжать различие добра и зла. Не вдавайся скоро и легкомысленно явлениям, но пребывай осторожен, удерживай доброе по многом испытании, а лукавое отвергай: ибо ты обязан испытывать и рассуждать, и тогда уже веровать (тому, что окажется достойным веры). Знай, что действия благодати явственны. Их подать диавол, хотя и преобразуется, не может; не может подать ни кротости, ни тихости, ни смирения, не утоляет сластей и страстей, все это — действие благодати. Действия же от диавола это надмение, высокомудрие, страхования и все виды злобы. От действия (произведенного на душу твою) можешь познать воссиявший свет в душе твоей, от Бога ли он, или от сатаны» («Главы зело полезные» Прп, Григория Синаита. Цит. по Свт. Игнатию (Брянчанинову) «Слово о смерти». Т. 3, с. 50-52).
Уместно добавить к сказанному, что святые Отцы неоднократно указывают, что любое смущение или недоумение, возникающее в душе от соприкосновения с чем-то «духовным», это верные признаки действия врага. «Свет, происходящий от бесов, обращается впоследствии во тьму. Что ни услышишь, или помыслишь, или увидишь, и при этом хотя на волос смутится твое сердце - все это не от Бога» (Прп. Варсонофий Великий. Ответ на вопрос 59. Цит. по Свт. Игнатию (Брянчанинову)).
Как правильно относиться к любому явлению из духовного мира дает ответ в одном из писем Святитель Игнатий Брянчанинов, досконально изучивший святоотеческое наследие и обобщивший его в своих творениях. Приводим полностью его письмо: «Святые Отцы повелевают подвижнику молитвы при случающихся явлениях вне и внутри себя пребывать равнодушным к ним и не внимать им, не признавая себя достойным видения святого. Они завещавают с одной стороны не порицать явления, чтоб не подвергнуть порицанию святое, а с другой никак не вверяться явлению, поспешно признав его истинным, чтоб не впасть в сеть лукавого духа, старающегося обольстить и обмануть подвижника, с целью повредить или погубить его. По миновании явления, иногда чрез значительное время, является в сердечном чувстве объяснение, которое должно дать явлению. Вообще замечено святыми Отцами, что тех, которых Бог посетил истинным явлением, сатана начинает искушать явлениями ложными. На это тебе нужно обратить особенное внимание для предостережения» (Свт. Игнатий (Брянчанинов). Собрание писем. Т. 7. Письмо № 290, с. 455-456).

 

Иерей Димитрий Беженарь

 


04.05.2008


Возврат к списку

Комментарии

У вас нет прав на добавление комментариев. Обратитесь к администрации сайта.