У каждого человека своё призвание. Благий Бог сотворил человека свободным. Бог благороден. Он чтит свободу человека и оставляет каждого свободно идти по тому пути, который ему по душе. Бог не выстраивает всех в одну шеренгу по законам казарменной дисциплины. Поэтому пусть юные оставят себя свободными в духовном пространстве свободы Божией. Если они будут равняться на то, какую жизнь избрал для себя такой-то или такая-то, это не пойдёт им на пользу. В выборе жизненного пути человек не должен быть подвержен ничьему воздействию.

Родители, духовники, педагоги, не оказывая давления на юного человека, не наступая ему на горло, должны помочь ему избрать ту жизнь, которая ему по плечу, — и последовать своему призванию. Решение о выборе жизненного пути должно приниматься самими юными. Мы – все остальные — можем просто выражать своё мнение. Мы имеем право лишь на то, чтобы помочь душам юных [самим] найти свой путь.
Иногда, беседуя с юными, которые затрудняются в выборе жизненного пути, я вижу, в какую сторону склоняются весы, но не говорю им об этом, чтобы не повлиять на их собственный выбор. Я стараюсь сделать лишь одно: помочь им, насколько возможно, обрести правильный путь и внутренний мир.
Чтобы оставаться умиротворёнными, молодым следует вверять себя Богу. Ведь Благий Бог, как нежный Отец, действует там, где мы уже не можем ничего сделать по-человечески. Юным не следует торопиться и принимать незрелые решения о том, по какому пути они пойдут. Я знаком с молодыми ребятами, которые очень тревожатся и стараются разрешить все свои проблемы сразу. В конечном итоге они запутываются и оставляют учёбу. К примеру, им надо заканчивать университет, а они чрезмерно беспокоятся по поводу создания семьи или ухода в монастырь. В результате они отстают в учёбе и запутываются ещё больше. Всё сразу сделать нельзя, и проблемы таким образом не разрешаются. Для того чтобы помочь себе, они должны как следует в себе разобраться и разложить все по полочкам. Сперва нужно получить диплом, потом найти работу (юношам кроме этого еще и отслужить в армии). И только после этого, уже будучи зрелым, можно принимать решение и, с помощью Божией, либо вступать в брак и создавать добрую семью, либо, если человек избрал монашескую жизнь, — поступать в монастырь, который им выбран.
Поэтому я советую тем молодым, которые учатся и имеют подобное беспокойство, продолжать учёбу, поскольку в них ещё не созрело решение, какой путь следует избрать. Я советую принять то решение, которое созреет в них впоследствии и придётся им по душе. Если они расположены по-доброму, то с помощью Божией, потихоньку разобравшись в том, как им жить — в браке или безбрачно, в монастыре, — они ощутят душевный покой.
Годы проходят быстро. Лучше, чтобы юный не стоял в нерешительности на перекрёстке долгое время. Пусть в соответствии с призванием и любочестием он изберёт свой крест — один из двух путей — и идёт по нему, имея доверие Христу. Пусть он последует ко Христу на Распятие, если хочет возрадоваться радостью Его Воскресения. И в семейной и в монашеской жизни есть своя горечь, но если человек живёт с Богом, то эту горечь услаждает Сладкий Иисус.
После тридцати выбрать жизненный путь уже непросто. И чем больше прожитых лет остаётся у человека за спиной, тем больше трудностей он испытывает. Юному легче приспособиться к выбранной жизни — будь то брак или монашество. Ведь взрослый человек всё меряет и щупает посредством здравого смысла. У него уже сформировавшийся характер, подобный литой бетонной конструкции, — такой не просто изменить. Погляди: люди, вступившие на путь семейной или монашеской жизни в молодом возрасте, до самой старости сохраняют детскую простоту. Я был знаком с супругами, поженившимися юными. Жена во всем — в манере говорить, в поступках — была подобна мужу. Поскольку они поженились молодыми, один из супругов перенял все привычки другого: и в речи, и в манере поведения. Но и притереться друг к другу им было легче [чем тем, кто женится поздно].
«Или в юности женись, или юным постригись» — гласит пословица. Девушке особенно важно принять решение о выборе жизненного пути до того, как ей исполнится двадцать пять лет. После двадцати пяти уже не так просто выйти замуж или уйти в монастырь, потому что девушка начинает думать о том, что будет подчиняться чужой воле. Чем старше становится девушка, тем больше у неё появляется прихотей и капризов. А кому она такая нужна? И если годы упущены, то она хочет выйти замуж уже не для того, чтобы создать семью, а, главным образом, чтобы находиться под чьей-то защитой, опекой.
Замечено, что если юноша или девушка постоянно откладывает свою женитьбу или замужество «на потом», то, после того как годы ушли, он или она ищут себе пару и не находят. В юности выбирали они сами, но вот годы ушли, и их теперь выбирают другие. Поэтому я и говорю, что в создании семьи иногда необходимо немножко сумасбродства. На некоторые несущественные мелочи надо закрыть глаза, потому что не бывает такого, чтобы всё было так, как нам хочется.
Я всегда подчеркиваю, что до брака юный должен стараться жить, насколько возможно, более духовно и беречь свое целомудрие, которое обеспечивает ему двойное здравие. Духовная жизнь есть основная предпосылка и для семейной и для монашеской жизни.
Чем большим духовным деланием занимается человек в юношеские годы, тем легче ему потом — какую бы жизнь он ни избрал. Чем лучше он вооружится перед боем и подготовится к нему, тем легче ему будет во время сражения, когда вокруг будут свистеть пули и рваться бомбы. Пока девушка не решит, становиться ли ей монахиней или же доброй и хорошей матерью, ей необходимо жить целомудренно.
Надо подружиться с ребятами, которые живут духовно, для того чтобы помогать друг другу и находиться в духовной атмосфере. Не надо сгущать краски. Я знаком со многими ребятами, которые учатся в университете и живут целомудренно. Они добиваются этого с помощью маленького собственного старания и великой помощи Божией.

 

Старец Паисий Святогорец

 


22.03.2009


Возврат к списку

Комментарии

У вас нет прав на добавление комментариев. Обратитесь к администрации сайта.