«Чудеса Христовы были осязательны; они были ясны для самых простейших людей; ничего в них не было загадочного; всякий мог удобно рассмотреть их; для сомнения и недоумения, чудо ли это, или только представление чуда, не было места. Мертвые воскресали, неисцелимые средствами человеческими недуги исцелялись, прокаженные очищались, слепорожденные прозирали, немые начинали говорить; умножалась пища мгновенно для нуждавшихся в ней; волны моря и ветры утихали по одному повелительному слову, и избавлялись от смерти те, которым буря угрожала смертию; мрежи рыбарей, тщетно трудившихся в ловитве долгое время, внезапно наполнялись рыбами, послушными безмолвному голосу Господа своего. ...В чудесах Господа не было никакой суетности, никакого эффекта; ни одного чуда не сделано на показ человекам; все чудеса прикрывались покровом Божественного смирения. Они составляют собою цепь благодеяний страждущему человечеству».

Свт. Игнатий Брянчанинов
 
Отличить чудо Божие от бесовского наваждения мож­но, как сказал Господь наш Иисус Христос, «по плодам». Отличительной чертой чудес Божиих является благой результат: если человек приходит к покаянию, измене­нию своей жизни, если начинает ходить в церковь. Если же чудо не приводит ко Христу, либо человек, сопри­коснувшись с чудесным явлением, не укрепляется в вере, а начинает искать новых чудес и пользоваться ими для каких-то своих целей, становится гордым, гневли­вым, начинает раздирать Церковь, высокоумничать, превозноситься над другими людьми («Я не такой, как все, я - избранный») - значит, это действие духа зла. В такой ситуации под воздействием демонов человек может прийти к псевдопокая­нию, доводящему до отчаяния, А может и вовсе оставить всякое стремление к покаянию, будучи поглощаем непомерною гордостью.
 
Истинное чудо не может «потрясать», «поражать» своим эффектом или грандиозным размахом, оно вызывает покаяние, тихую радость, мир и покой на душе. А о прелести Отцы Церкви утверждают, что она вызывает возбуждение, беспокойство, тревогу, неустойчивое состояние духа.
 
В условиях, когда оккультисты всех мастей, а также околоправославные издания ведут массированную атаку на созна­ние, демонстрируя «чудеса от Бога», не стоит полагаться на свой опыт, разум и силы. Поспешные самочинные выводы об истинности того или иного явления могут привести к опасному обольщению. Церковное от нецерковного, лживое от ис­тинного можно отделить толь­ко в Церкви.
 
Некоторые признаки духовного повреждения.
 
Гнилое дерево, как известно, не дает доброго плода. Разумно будет не верить каким бы то ни было чудотворениям и чудесным явлениям, если вы встретитесь со следующими или подобными признаками:
 
- Если вам рассказывают или дают почитать литера­туру о видени­ях «ангелов», «Бога», «Матери Божией», «откровениях на мытар­ствах» или в иных сферах (все эти явления, по учению Святых Отцов, принимать нельзя). Таких «визионеров» можно узнать по возбуж­денному состоянию, по стремлению к «пророчествам». Среди них немало болезненных, истероидного типа женщин.
 
- Если привлекают обилием чудес. Чудо не может быть критерием веры и истины.
 
- Если предлагают отвезти иконы «на мироточение». Истинное чудо невозможно «размножить» по воле че­ловека.
 
- Если пропагандируют самочинные иконы не про­славленных Церковью людей, пусть даже «мироточащие». Это грех самочиния и неподчинения Церкви. Знайте, что сектантские и раскольни­ческие издания очень любят «прославлять» такие лжеиконы.
 
- Если начинают почитать «хранителя» какой-то ико­ны. Такое чело­векоугодие греховно и опасно, вы може­те стать повинным в разжига­нии гордыни, тщеславия «хранителя», часто малоцерковного человека.
 
- Если проявляют хвастовство или превозношение, стремление к созданию «новых молитв», самочинных акафистов.
 
- Если подозревают всех во вражде, в стремлении умалить их роль, обвиняют священников, не прини­мающих «чуда», не позво­ляют передавать иконы в храм, где за ними «не будут так ухажи­вать» или они там «перестанут мироточить». Никогда подлинные мироточения не прекращались, если икону приносили в церковь!
 
- Если у кого-то на дому самовольно помазывают маслом и други­ми веществами, истекающими от икон, не прошедших церковного освидетельствования (такая икона должна находиться только в храме).
 
- Если стремятся извлечь вы­году из иконы, находящейся в их рас­поряжении, либо от чудесных явлений, где бы они ни происходили.
 
- Если болезненно, с возмущением реагируют на простые естественные вопросы (например: «А как относится ваш бла­гочинный к этому явлению?»).
 
- Если противопоставляют себя священноначалию, действуют без благословения, либо ссылаются на благословения неких «стар­цев». Нелишне уз­нать: а кто благословил самого духовника давать подобные бла­гословения? Никакой священ­ник не имеет права дать благо­словение на то, что противно церковному учению.
 
- Если вам предлагают съез­дить в специально организованную по­ездку к «старцу», «блаженному», чтобы предсказать вашу жизнь.
 
- Если вас приглашают на непонятно кем организо­ванные крестные ходы, о которых неизвестно священ­ноначалию. Надо знать, что истинно церковный чело­век не пойдет самовольно крестными ходами по России.
 
- Если вас пытаются приобщить к «особому служе­нию», к «спасению» России или Церкви.
 
- Все, что от лукавого, то всегда вызывает нездоровое волнение, поте­ю трезвомыслия, нормальной оценки окружающей действительности.
 
Что делать, чтобы не попасть в дьявольские сети
 
- Помнить, что не все чудеса от Бога - из Священно­го Предания мы знаем, что многие чудеса может подделать или спародировать сатана.
 
- Самая верная, трезвая позиция - это никогда не искать чуда, не просить Бога о чуде. Стремление к чуду - это нездоровье души, неверие в Бога и Его добрую волю по отношению к нам. Этим может воспользоваться дьявол, чтобы прельстить неопытную душу и получить доступ к вашему сердцу.
 
- Не считать, что мироточение иконы само по себе - признак истин­ности чуда, принадлежности его к Пра­вославной Церкви. В сектант­ских общинах благоухают и выделяют некую жидкость статуи, крес­ты, иконы, что является явным признаком вражьего прельщения. То же самое можно сказать и о неканонических, нецер­ковных изображе­ниях, различных лжеиконах, ерети­ческих по содержанию и прель­стительных по проис­хождению (например, изображения Божией Матери «Воскрешающая Русь», «Воительница», «Дары дающая», «Московская и всея Руси», «Приезерная» и т.д.). Нельзя принимать помазывания от нецерковных, неканонических изображений.
 
- Каноническая икона может быть признана чудотворной только специально созданной церковной комиссией. До этого времени нельзя распространять информацию о каких бы то ни было чудесных явлениях от нее, а также раздавать истекающие от нее масло или миро. Это будет самочинием.
 
- Совершенно недопустима реакция некоторых прихожан на сооб­щения о мироточениях икон: вот, мол, где-то иконы мироточат, а в нашем приходе ничего не случается. Страшно уподобиться тем, кто кричал Спасителю: «Сделай чудо! Coйди со Креста».
 
- Довольно простое лекарство от обольщения - отказываться от «турне по чудесам», «по старцам», «за маслицем», «за песочком» (особенно, если такие поездки организуются вместо молитвы, Литургии), вообще не искать никаких встреч с чудесами, происходя­щими не в церковных стенах.
 
- Даже если вам говорят, что почитать какое-то чудесное изобра­жение, находящееся не в храме, а в чьем-то доме или ином месте вне церкви, благословили некие «старцы» или даже известные свя­щенники - чтобы не прельститься, разумно узнать мне­ние священноначалия об этом явлении, узнать о его церковности в епархии, на территории которой про­исходит явление. Только соборный разум Церкви мо­жет отделить истину от лжи.
 
- Не терять осторожности даже в том случае, если ис­тинность чуда (особенно происходящего индивидуаль­но, с отдельными людьми) ка­жется вам совершенно бес­спорной. В наше время, когда люди еще не имеют достаточного опыта духовной жизни и духовного окормления, «меню» искушений значительно расширилось. В любом случае, попа­лось ли вам сообщение о чуде в листовке, брошюре, либо в книге, надо непременно его проверять посоветоваться с настоятелем благочинным.
 
- Не относиться к чуду, как к некой магии или таб­летке, не считать, что чудотворная икона или иное яв­ление могут стать залогом реше­ния каких-то житейс­ких проблем, получения здоровья и так далее. Страшно оказаться в широких рядах «потребителей чудесных услуг».
 
- Чтобы не втянуться в порочный круг «агитаторов» за чудеса, не распространяйте сами без благословения священника никаких изображений, листовок и изда­ний, иначе вы возьмете на свою душу грех соблазнения людей.
 
«Все бесовские явления имеют то свойство, что даже ничтожное внимание к ним опасно; от одного такого внимания, допущенного без всякого сочувствия к явлению, можно запечатлеться самым вредным впечатлением, подвергнуться тяжкому искушению».
                                                            Свт. Игнатий Брянчанинов
 


«Чудеса истинные и ложные». Даниловский благовестник. М.2007г.


01.05.2009


Возврат к списку

Комментарии

У вас нет прав на добавление комментариев. Обратитесь к администрации сайта.