Не так давно (в середине октября 2009 года) в СМИ появилась информация о том, что на теле дагестанского младенца Али Якубовапроявились надписи. Это случается с удивительной точностью дважды в неделю – понедельник и пятницу, когда на голени и лодыжке девятимесячного мальчика вырисовываются, а потом исчезают, похожие на родимые пятна слова. Причем, каждый раз новые и с каждым разом все более сложные. Правда, надписи не заключают в себе каких-то особых откровений, а являются повторением давно известных мусульманам коранических истин, таких, например как «Аллах велик», «Аллах создатель всего сущего», «Самые почитаемые у Аллаха наиболее богобоязненные» и т.п. Есть, правда, еще и одна физиологическая особенность – в момент появления новых надписей Али не спит всю ночь, у него поднимается температура (под 40), которую не могут сбить даже сильными лекарствами.

Насколько нам известно, в случае с мальчиком не проводилось специального научного исследования под наблюдением консилиума ученых. Сомнения высказывают и сами мусульмане (хотя Совет муфтиев России принял случай как знамение свыше), в частности, на сайте islam.ru следующий отзыв делает канонический редактор издательского дома «Ансар» Аскар Сабдин: «Относительно этого мальчика, в первую очередь, надо обратить внимание на то, есть ли действительно научные доказательства тому, что это правда происходит само по себе, без вмешательства людей. Я допускаю, что это может быть краска, может быть, удар наносят каким-нибудь трафаретом, потом кровь дает последствия и т. п. (http://www.islam.ru/pressclub/vslux/wudesatoka/).
И все-таки, как бы там ни было, для православного христианина вообще стоит разобраться, а может ли в другой религии на самом деле произойти чудо, и если может, как его воспринимать? Как нам, христианам, относиться к случающемуся в других религиях чему-то необычному и, как кажется, сверхъестественному?
Дело в том, что чудеса, в смысле чего-то из ряда вон выходящего, действительно происходят фактически во всех религиях. Ведь любая религия предполагает соприкосновение с силами высшими, преодоление обыденности, выход по ту сторону бытия (не всегда, разумеется, законным способом).
Например, три древних историка Тацит, Светоний и Дион Кассий сообщают как очевидный факт, что римский император Веспасиан совершил два исцеления. Римский историк Светоний (70 – 140 гг. по Р. Х.) сообщает такой случай: «Убийство (императора Гая Калигулы) было предвещено многими знаменьями. В Олимпии статуя Юпитера, которую он (император) приказал разобрать и перевезти в Рим, разразилась вдруг таким раскатом хохота, что машины затряслись, а работники разбежались; а случившийся при этом человек по имени Кассий заявил, что во сне ему было велено принести в жертву Юпитеру быка» (Жизнь двенадцати цезарей, IV, 57).
Индусы достигают способности левитации – перемещения в пространстве вопреки действию гравитации, и, как говорят, усовершенствованный гуру становится способен убить мыслью слона. Тибетский буддизм насквозь пропитан чудесными способностями, так что какой-нибудь лама обретает чудное дарование появляться то в одном, то в другом месте. А известный мистик нового времени Сведенборг (1688 – 1772) был удостоен особого посещения: когда он, будучи голоден, с аппетитом обедал в отдельной комнате лондонского ресторана, помещение вдруг наполнилось туманом, на полу появилось множество гадов, туман перешел в густую тьму, а когда всё рассеялось, в углу комнаты Сведенборг увидел в ярком сиянии сидящего человека, который грозно сказал: «Не ешь так много!». Ненадолго Сведенборг лишился зрения, ночь и другой день провел без еды, а на следующую ночь увидел того же пришельца в сиянии и красной мантии, который сказал, что он – Христос, и будет диктовать разъяснение внутреннего и духовного смысла писаний. Надо сказать, что Сведенборг очевидно для всех проявлял ясновидение: в частности, 19 июля 1759 года во время званого обеда в Гетеборге он с ужасом поведал окружающим о страшном пожаре, который в эту минуту начался в Стокгольме и вплотную приблизился к его дому. О невероятных же способностях некоторых современных экстрасенсов нет смысла упоминать.
Итак, чудесность – свойство практически всех религий, а также мистико-оккультных систем. И на упрек в вероучительных заблуждениях, адепт любой нехристианской религии или секты скажет: «Да у нас вон сколько всего необычного происходит, и что вы мне тут предлагаете?»
Это действительно так. Весь вопрос заключается только в том, каков источник этих чудес?
Для христианина ответ может быть раскрыт только на основании Священного Писания и Предания, постичь которые лучше всего смогли святые отцы. В творениях преподобного Иоанна Кассиана Римлянина встречаются такие слова: «Весьма часто люди, развращенные умом и противники веры, именем Господа изгоняют демонов и творят великие чудеса» (Собеседования египетских подвижников, 15: 6). Почему же такое возможно? Преподобный Иоанн поясняет, что в отличие от чудес, совершаемых благодатью Божией чрез святых и праведных людей, и от чудес (допустим, исцелений), совершаемых по вере просящих, есть еще и третий вид чудесного: «Исцеления третьего рода бывают по обольщению и ухищрению демонов. Человек, преданный явным порокам, может иногда производить удивительные действия и потому почитаться святым и рабом Божиим. Чрез это увлекаются к подражанию его порокам и открывается пространный путь к поношению и уничижению святости религии; да и сам тот, кто уверен в себе, что обладает даром исцелений, надменный гордостью сердца, испытывает тягчайшее падение» (там же, 15: 1).
Еще в Ветхом Завете есть такое предостережение: Если восстанет среди тебя пророк, или сновидец, и представит тебе знамение или чудо, и сбудется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет притом: «пойдем вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им»: то не слушай слов пророка сего, или сновидца сего (Втор. 13: 1 – 3).
В Евангелии же о судном дне сказано: Многие скажут Мне в тот день: «Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?» И тогда объявлю им: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф. 7: 22 – 23).
Значит, не всё, что кажется сверхъестественным, исходит от Бога. Ибо не только Бог и Его светлые ангелы могут являться нам грешным из мира невидимого. Скорее даже наоборот, по своей падшести мы более доступны воздействию тех, кто и в духовном мире является падшим.
Надо заметить, что в среде мусульман время от времени встречаются свидетельства о чудесно появляющихся надписях. Так, некоторое время назад в Турции родилась овца, на одном боку которой красовалась надпись «Аллах», а на другом – «Мухаммед». Когда хозяину объяснили значение арабских надписей, он создал для «священного» животного особые, куда более лучшие условия содержания. В 2004 году в СМИ сообщалось, что на виске тринадцатилетнего казахского жителя Фархата Жакашева появилась священная надпись.
 «Не все то золото, что блестит», – гласит народная мудрость. Существует выверенный веками принцип: в отношении всех необычных явлений сохранять рассудительность и осторожность. Очень даже возможно, что происшедшее с мальчиком в Дагестане является тем, что в православной аскетике называется искушением. А в Священном Писании сказано: Сам сатана принимает вид Ангела света (2 Кор. 11: 14), чтобы оставить вне Истины своих последователей. В самом описании, как появляются чудесные надписи, действительно, есть некоторые настораживающие моменты. А именно, для упомянутого феномена характерно то, что появлению надписей предшествуют муки мальчика. Приведем слова его собственной матери: «Держать невозможно на руках. Мы его улаживаем специально в люльку, он вот это тело вот так поднимает, кричит, плачет, до сорока температура. Очень сильно мучается ребенок. Всю ночь, в эту ночь, когда это появляется, он не спит» http://aifudm.net/news/news4930.html
Если же мы обратим внимание на чудеса Евангелия, то мы не увидим ни одного так сказать бесполезного чуда – Христос исцелял людей, открывал очи слепым, даровал слух глухим, поднимал с постели парализованных, изгонял бесноватых, и всегда этому сопутствовало духовное преображение человека – покаянное переосмысление прошлой жизни и последование за Спасителем.
В христианстве чудо – не просто что-то необычное, сверхъестественное, поражающее своей невероятностью, как это было во многих языческих религиях, и не просто знамение, прославляющее Божие всемогущество и величие, как это  признается в исламе на примере чудных надписей, а особая Божественная помощь людям, неразрывно сопутствующая их духовному преображению. Подлинное преображение человека не есть только переосмысление прожитой жизни, не есть только нравственное исправление себя (ибо и атеисты бывают высоконравственные). Подлинное преображение есть единение человека с Богом, а это единение даровано лишь во Христе, соединяющем в Себе два естества – Божество и человечество.
Собственно для православного человека вопрос о том, какое чудо следует понимать как откровение Божие, разрешается достаточно просто. Он напрямую связан с другим вопросом, а какую религию мы признаем за действительное откровение Божие. Если Господь даровал во Христе всю необходимую для спасения истину, то какой смысл в иных откровениях и совершающихся в соответствии с их религиозной парадигмой чудесах? Если мы понимаем, что любая религия вне Христа уже не есть Откровение Божие, то соответственно чудеса и откровения, случающиеся вне Христовой религии, также вряд ли есть действие Божие.
Конечно, подобные рассуждения не убедительны для мусульман. В формуле Исламского свидетельства Мухаммед называется последним посланником Аллаха. А пару лет назад некоторые исламские богословы заявили, что их религия по отношению к христианству является третьим, последним заветом Бога с людьми. Они исходят из чисто хронологической последовательности. Муса (то есть Моисей) получил первый Завет, затем Иса (то есть Иисус, Которого мусульмане великодушно почитают за пророка) принял новые откровения, а Мухаммед является последним посланником, завершающим изъяснение высших истин, а в чем-то и корректирующим учения предыдущих пророков.
Но если более серьезно подойти к проблеме, то никакой проповедник и тайнозритель, будь даже очень благочестивый, а тем более злочестивый, не сможет уже добавить ничего к Откровению Божию, данному во Христе. Почему? Уникальность Христа заключается не в том, что Он даровал какое-то новое учение: возвышенное нравственное, доходящее до самопожертвования и любви к врагам, и возвышенное догматическое, приоткрывающее тайну Троицы, недоступную для слабого рассудка человека. Уникальность Христа заключается, прежде всего, в том, что в Нем воплотился Сам Бог, навеки соединив человеческое естество со Своим Божеством. Его Откровение заключается не в морали или новых обрядовых предписаниях, а в реальном пути освобождения от греха и обретении вечной жизни – чрез приобщение Самому Христу.  Потому что в крестных страданиях Сына Божия искуплены грехи мира, а в Его Воскресении уже одержана победа над смертью и тлением. И потому во Христе мы видим средоточие судеб мира, соединение небесного и земного, так что Крест Христов по своему значению для людей уже безмерно превосходит любые нравственные, догматические и идеологические выкладки, которые появлялись, появляются и будут появляться на земле. И никакие чудеса, случающиеся в других религиях, уже не могут дать человечеству чего-либо нового, так как и на йоту не приближаются к тому, что дано в христианстве. Дай Бог, чтобы люди иных вер и религий неисповедимыми судьбами Божиими обретали свое спасение во Христе.
(Печатается в сокращении)
 
 
 

 

Валерий Духанин, преподаватель Николо-Угрешской Духовной Семинарии, кандидат богословия.

 


28.02.2010


Возврат к списку

Комментарии

У вас нет прав на добавление комментариев. Обратитесь к администрации сайта.