«Если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную»  Мф. 18, 9

 
Как достижение цивилизации телевидение – великое техническое изобретение. Покуда оно не пущено в ход, оно должно рассматриваться только как средство, и с этой своей стороны совершенно нейтрально, как любой инструмент.
Будучи орудием воздействия на умы и души, телевидение не может не иметь направленности. Качество и польза его зависят целиком от того, в чьих оно руках, какие ставит перед собой задачи, какого тона держится.
Рассмотрим его в этом плане: то есть как общественное явление, как орган воспитательный и погружающий зрителя в определенную психологическую среду, а также – далеко не в последней степени – орган властный, навязывающий и манипулирующий. Поглядим, каково оно в нашей сегодняшней реальности.
При помощи телевидения можно наглядно и исчерпывающим образом преподать уроки по разнообразным вопросам науки, искусства и техники и этим поднять уровень образованности, расширить круг знаний, нанося тем самым мощный удар по дилетантству и лженауке. На заре своего рождения телевидение, кроме того, сыграло роль и в укреплении домашнего очага, значение которого в воспитании молодежи, в  связи с ростом зрелищных и развлекательных мероприятий, стало резко падать. С приходом в жизнь телевидения молодежь на первых порах стала постепенно возвращаться в дом, в домашний уют, к телевизору в кругу семьи.
Но времена изменились к худшему.
Только подумать, чем мог бы стать телевизор, и чем он стал! Он мог бы сделаться проповедником добра – и не сделался им. На деле сегодня он встает как перегородка между Божией правдой и зрителем, который не сам, а с помощью телевизора пытается узнать нечто о подлинности жизни, об истине.
Было бы ошибкой считать телевидение причиной всех наших сегодняшних бед. Как зло оно уже есть результат того, к чему мы пришли по причинам глубоко историческим. Нельзя говорить о телевидении в отрыве от состояния нашего общества сейчас: его политике, экономики, искусства, морали, вообще – его жизни. Ибо нынешнее телевидение (также как литература, кинематография, образование, армия и суды и проч.) несет в себе сходные черты деградации, разброда, злоупотреблений, растерянности. Всюду в этих областях царит власть денег. Забыта высокая и важная цель – служение людям.
В целом же русское телевидение, как, впрочем, и мировое, есть продукт того атеистического направления мысли, которое все усиливалось в людях за последние столетия, чадо всеобщего нравственного растления. На деятельности тех, кто определяет физиономию телевидения, сбываются теперь с особенной яркостью слова Достоевского: «Если Бога нет, то все позволено».
Таким образом, телевидение – не самостоятельная причина всеобщего падения нравов (хотя оно и способствует этому), но, в первую очередь, транслятор того бедственного духовного состояния, в которое впал весь мир, и Россия в частности.
Что есть истина?
Пилатовский вопрос Христу. Если человеком не признается евангельская истина, то он организует для себя целый        ряд частных, саморучных истин, которые отнюдь не являются истинами, а представляют собой плод его воображения, мечтаний, ошибок, страстей и грехов. Тогда его бытие определяет не Божья правда, а удовольствие, наслаждение, интерес, «я» и «мое». Сколько людей – столько истин. Нет опоры. Нет согласия в самом важном вопросе.
Телевидение ведет себя как иудейский прокуратор. Оно не знает (а порой делает вид, что не знает), что такое истина.Христова истина неудобна. Она не позволяет вбрасывать через экран «острое», «рискованное», «горячее» и «жареное», не разрешает репортерам подглядывать в замочную скважину, запрещает заниматься празднословием, возбраняет учительство и наставление как занятие для тех, кто внутренне сам нечист. Она, эта истина, предупреждает: Фарисей слепой! Очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их.А также: Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты(Мф. 23, 26-27). О чистоте, об очищении в Евангелии говорится не раз. А за нечистоту греховную грозно обещается Суд.
Христос запрещает заниматься просвещением тому, кто смотрит на вещи греховным взором. Он говорит: если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма? И далее: Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне (Мф. 6, 23-24).
Телевидение по самой своей доступности, наглядности и высокоинформативной природе должно обучать, наставлять и просвещать. Но оно утратило главное качество, необходимое для выполнения своего дела, - верное понятие об истине. Или, в большинстве случаев, вообще не ставит так вопрос. Дескать, помилуйте, какая там истина!
Важны злободневность, энергия материала, неожиданность и парадоксальность камеры и слова, наблюдательность и смелость журналиста и репортера, мощь художества и ремесла! Все держится на приемах и ходах!
(продолжение следует)
Выдержки из книги Александра Преображенского «Враг в твоем доме. О смертельном яде современного телевидения» Изд. Вифлеем. 2009 г.
 
Август 2010 г.

01.08.2010


Возврат к списку

Комментарии

У вас нет прав на добавление комментариев. Обратитесь к администрации сайта.