4 Сентября 2016
«Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить; тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу. Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему.Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что́ должен. Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и всё отдам тебе. Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее. Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, ка́к и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Та́к и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его». (Мф. 18: 23-25)
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
В сегодняшнем Святом Евангелии, братие и сестры, мы слышали назидательнейший урок для нашей жизни. Церковь предложила нам притчу Спасителя о милосердном царе и о безжалостном заимодавце. Господь в притче сказал: у одного царя был должник, который был должен ему 10.000 талантов. Талант это древняя, очень большая денежная единица. Талант был около тысячи рублей, но не на наши здешние, а на наши старые русские деньги, как тогда считалось. Поэтому сумма была огромная — два с лишним миллиона. От должника требуют, чтобы он заплатил долг, но ничего у него нет, чтобы заплатить такую громадную сумму, такой большой долг. Поэтому его господин повелевает продать его и его семью, чтобы хоть что-то выручить. В ужасе от такой участи несчастный должник падает ниц перед государем и говорит: «Господин, дай время мне, и я все тебе отдам». Ясно, что это был только голос отчаяния, потому что сколько бы он ни бился, все равно такого долга он отдать не мог. Это был вопль ужаса. Государь смилостивился над ним и не то, что дал ему отсрочку, а просто простил ему весь долг. 
Трогательный пример царственного милосердия и в то же самое время — только одна сторона медали, как говорят — у медали бывает и оборотная сторона. И вот, дальше Господь говорит: когда этот, только что прощенный должник вышел из царскаго дворца, то встретил одного из своих друзей, который был ему должен всего 100 динарий, т.е. сумму около шестидесяти рублей, на наши деньги, совсем небольшую. И он схватил его, говорит Евангелие, и по-славянски «ем его давляше» (Мф.18:28), т.е. схватил и душил, требуя, чтобы он немедленно отдал долг. Друг-должник его умоляет теми же словами, которые он говорил царю: «потерпи, и я тебе воздам». Но он посадил своего друга-должника в темницу. Другие приятели, услышавши об этом, огорчились и сообщили царю. Разгневанный государь вызвал к себе этого должника и говорит: «Раб, ты злой, жестокий раб! Я весь долг тебе простил, ты меня умолил. Не надлежало ли и тебе простить твоего должника, помиловать его так, как я тебя помиловал?». И прогневавшись, отдал его «истязателям» (МФ.18:34), пока не отдаст всего долга, а так как он его отдать не сможет, то участь его самая печальная. 
И дальше Господь эту притчу грозно закончил: «Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если вы не простите каждый своего ближнего, от сердца, прегрешения его». Настолько понятна эта речь, эта притча, что ее не требуется объяснять, а только, она для каждого из нас назидательный урок. Наши долги пред Богом несчетны и неоплатны, но Господь этой притчей указывает нам, что если мы сами простим, то можем надеяться на великую милость от Него Самого. Ведь мы знаем, что и молитва Господня говорит: «остави нам долги наши, яко же и мы оставляем должником нашим» — прости нам долги, грехи наши так, как мы и сами оставляем. И если мы, действительно, оставляем, то с дерзновенным упованием можем надеяться, что Господь и нам оставит, так как мы сами оставляем. А если мы не оставляем, тогда сбудется над нами грозное предречение нашего Спасителя. 
Хотелось бы еще затронуть одну тему в этот день и, для начала, поприветствовать отца настоятеля, его сотрудников и весь приход. Мне бы хотелось, пожелавши вам всяческого доброго процветания духовного в вашем приходе, указать вот на что. В наше время часто бывает в приходах несогласие, разделение, доходящие до прямой вражды. Помните, возлюбленные, этого всегда можно избежать. Ведь там, где много людей собралось, совершенно невозможно, чтобы все эти люди по всем вопросам были всегда одинакового мнения. Ясно, что мнения могут быть различны. Когда обсуждается приходом какой-нибудь важный вопрос, ценный, нужный для прихода, то мнения могут разойтись. И вот, когда бывает только, что люди разошлись во мнениях, то сейчас же начинают друг друга подозревать в недобрых желаниях, в недобрых настроениях. Нужно в этих случаях не терять доверия к ближнему своему, а спокойно, доверяя ему, думать: вот я думаю так, он думает иначе — Один Господь знает, кто из нас прав, а во всяком случае постольку, поскольку, хотя он и не согласен со мной, но я верю, твердо верю, что он тоже хочет хорошего, хочет пользы для своего прихода. Поэтому у нас нет никакой нужды ссориться или восстанавливаться друг против друга, а постараемся договориться и все по-хорошему выяснить.  Мне пришлось долго жить и служить на Дальнем Востоке, в Харбине. Там было много храмов, много больших приходов. Бывало, что в приходе мнения разойдутся, но там как-то из этого не выходило никогда вражды — люди друг другу доверяли и знали, что если кто говорит не так, то он тоже хорошего хочет, только по-другому думает. Тогда всегда они находили общий язык, и всегда по-хорошему сговаривались. 
Вот этого и я вам желаю! Всякий, кто любит свой приход, свой храм, он, конечно, дорожит им и хочет ему всякой пользы, всякого блага, всякого преуспеяния, но думы бывают разные: одному кажется, что лучше так, а другому кажется, что лучше по-другому. Тут-то не надо восстанавливаться друг против друга, а спокойно, с любовью доверять ближнему своему — пусть он думает не так, но он думает, потому что ищет чего-то хорошего. Только мы с ним постараемся по-хорошему, мирно сговориться. И вот, если будете вы так направлять вашу приходскую жизнь, то никаких ссор и разделений не будет и приход ваш будет, действительно, дружной семьей. 
Любите, возлюбленные, свой храм! Считайте его своим близким, своим родным, заботьтесь о нем и всячески поддерживайте своего духовного отца настоятеля. Трудно и сильному, когда он одинок. Гораздо легче и слабому, когда он чувствует около себя друзей, чувствует дружную крепкую поддержку. Пусть будет у вас именно так и тогда приходская жизнь ваша будет расширяться, углубляться и процветать, чего от всей души желаю.
Аминь. 
Митрополит Филарет (Вознесенский)


Возврат к списку

Комментарии

У вас нет прав на добавление комментариев. Обратитесь к администрации сайта.