7 Июля 2019

 Есть один грех, который люди с легкостью себе прощают. Впрочем, большинство из нас вообще не желает в нем признаваться. Я говорю о человекоугодии. Это отвратительное качество, которое всегда вызывало порицание как у верующих людей, так и у светских. Взять хотя бы Советский Союз — высоконравственное и при этом абсолютно бездуховное общество. Общество, в котором не существовало понятия греха. А вот «подхалим», «подлиза», «льстец» — это уже звучало обидно. Отчего так происходит? На самом деле не имеет никакого значения, настроен ли коллектив на религиозный лад, если в нем появляется человек, который… хочет отхватить от общего пирога кусок пожирнее! Давайте представим ситуацию, при которой в бригаду строителей приезжает начальник. Все рабочие находятся в абсолютно равном положении, пока кто-то один не начнет заниматься «налаживанием контакта» с руководством. Зачем он это делает, для чего? Мне кажется, это и так очевидно: чтобы в случае необходимости к нему было более снисходительное отношение. И это просто не может не раздражать остальных.

 Как правило, в мире светском человекоугодие понимается как угождение другим людям ради собственных корыстных интересов. Ну, а если таковые отсутствуют, значит, мы имеем дело с добродетелью. Потому что на самом деле льстивыми речами стараются угодить только тому, от кого желают получить выгоду (реальную или в перспективе). К слову, корысть может быть не только материальной! И вот простой пример: две так называемые подруги встречаются, чтобы поболтать. У одной из них есть муж и дети. Назовем ее Катериной. Вторая же, Людмила, одинока и в глубине души завидует чужому семейному счастью. За чаем начинается неспешная беседа, и неожиданно Катерина признается, что поссорилась с супругом. Очень вероятно, что наша Людмила возмутится: «Да как он посмел?! Да что он, не понимает, какое ему выпало счастье — быть радом с такой женщиной, как ты? Посмотри на себя: ты же красавица, умница, имеешь два высших образования…» Ну, и всё в таком духе. Может показаться, что Людмила не врет и корыстных целей не преследует: она просто поддерживает подругу. На самом же деле такое «утешение» приводит к накалу обстановки в семье Катерины. Она начинает думать о себе чуть больше, чем следует, и это не может благотворно влиять на атмосферу в ее доме. Людмила торжествует — она получила свое: идиллии в семье, которой она завидует, больше нет. В мире же православном под человекоугодием понимается угождение чужой воле вопреки Божиим установлениям. Сам апостол Павел пишет: У людей ли я ныне ищу благоволения, или у Бога? людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым (Гал. 1: 10). И нужно понять, что мы действительно уродуем собственную душу, предпочитая защите Бога покровительство людей!

 Страшны, но весьма отрезвляющи слова пророка Иеремии: Так говорит Господь: проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа. Он будет как вереск в пустыне и не увидит, когда придет доброе, и поселится в местах знойных в степи, на земле бесплодной, необитаемой (Иер. 17: 5, 6). А мы по-прежнему стараемся не спорить с «нужными» людьми... Лицемерим, а то и нагло врем, нахваливая ближнего, чем, несомненно, наносим вред и его душе. Почему же мы так мало доверяем Богу и так много надежд возлагаем на простых смертных?! Наверное, это происходит от отсутствия веры… Взять, к примеру, мужей библейских. Все из них, кто имел твердую веру, не сомневались в Божием покровительстве. Так, пророк Исаия свидетельствует: Утомляются и юноши и ослабевают, и молодые люди падают, а надеющиеся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы, потекут — и не устанут, пойдут — и не утомятся (Ис. 40: 30, 31). В нашем мире существуют негласные правила поведения. Например, участие в корпоративных вечеринках. Каждый выбирает сам — немного посидеть с коллегами из уважения к ним, а потом покинуть застолье, либо остаться до ночи (все мы знаем, чем это чревато). Что мешает поступить по совести? Страх оказаться «не в теме», переживания, что начальник будет недоволен «дезертирством»? Что ж, очень может быть. Но и при самом худшем варианте развития событий разве Господь не силен благословить нас новой работой? Может быть, даже такой, о которой мы раньше и мечтать не смели!

 Есть еще ситуации, в которых мы человекоугодничаем, повинуясь «стадному» инстинкту. Если в школе ученик чем-то отличается от остальных детей (носит очки, имеет другой цвет кожи и тому подобное), то чаще всего становится предметом насмешек сверстников. Но это выбор каждого — угождать «заводилам» класса и смеяться над товарищем или не уродовать свою душу таким поведением. Поверьте, всегда находились и, надеюсь, будут находиться те, которые умеют оставаться людьми в любых обстоятельствах.

 А бывает, мы грех человекоугодия умудряемся даже прикрыть добродетелью! Успокаиваем себя тем, что просто не желаем конфликтов, стараемся сохранить мир, поднимаем человеку настроение приятными словами… Ложь! Если отважиться и заглянуть в свое сердце, можно увидеть элементарный страх потерять доверие и расположение к себе. Что может быть больнее для самолюбия и опаснее для закрепления своего положения в обществе? Еще одно наблюдение святых отцов — грех один не ходит. Всегда можно увидеть, как человек, преступая одну заповедь, тут же нарушает другие. Где человекоугодие, там, скорее всего, будут лесть, потворство, злоба, ложь, лицемерие, зависть… Вот простой пример. Живет себе обычная среднестатистическая женщина по имени Мария. И всё у нее хорошо, вот только соседка очень злобная попалась. Всех вокруг песочит баба Шура: и власти, и родственников, да вообще всех подряд! Каждый раз, встречаясь с ней на лестничной клетке, Мария молча выслушивает тирады и понимающе кивает головой. Ей, может быть, даже самой кажется, что она эдакая страдалица терпеливая. Почти мученица! А как же? Ведь она выслушивает старого одинокого человека, терпит, смиряется…

 Так ли это? А возможно, она просто не желает становиться очередным врагом бабы Шуры? Или не имеет храбрости возразить ей, когда та начинает поливать грязью других людей? Вот Мария и человекоугодничает, добавляя к этому ненависть к старушке, участие в возведении напраслины на порядочных людей, осуждение… Много чего тянет за собой этот грех. И нужно иметь немалое мужество, чтобы разорвать этот порочный круг. Священное Писание знает огромное количество примеров того, как из-за греха человекоугодия гибли люди. Вспомним, что случилось с сыном Саула Иевосфеем. После смерти отца он правил всем Израилем лишь за исключением колена Иудина, которое избрало себе царем Давида. Два брата, которые были предводителями войска Иевосфея, очень хотели выслужиться перед Давидом и... убили своего царя. С его головой они поспешили к Давиду и радостно сообщили о том, что сделали. Скорее всего, братья думали, что их непременно наградят за то, что они «расчистили» Давиду путь к царству над всем Израилем. Однако наградой их стала казнь. Видимо, не думали они, что оказывают «услугу» человеку, взыскивавшему за кровь невинно убиенных… Если говорить о новозаветных временах, то можно отметить действия правителя Феликса — римского прокуратора Иудеи, который являлся братом Палласа (Неронова любимца) и зятем Ирода Агриппы I. Именно к нему на рассмотрение попадает дело апостола Павла. Не найдя за узником никакой вины, он долгое время продолжал держать его под стражей, надеясь получить взятку. Вскоре Феликса отзывают в Рим, поскольку иудеи были им недовольны. Чтобы хоть как-то расположить их к себе, бывший прокуратор оставляет апостола в узах. Наверное, тут немалую роль сыграла и злоба за то, что Павел так и не дал ему взятку. Как я уже говорил, человекоугодие ходит в паре с другими грехами… Таких примеров на страницах Библии более чем достаточно. Легко видеть страсти и пороки в других и очень трудно находить их в себе… Грех, уродующий душу, тяжело выкорчевывать из сердца. Тяжело, но возможно. Святые отцы говорят, что каждая страсть побеждается добродетелью, против которой направлена. И если человекоугодие заслоняет собой наше угождение Богу, в котором и следовало возрастать, значит, двигаться необходимо именно в этом направлении. Нам всем нужно научиться угождать Богу! Апостол Павел в своем Послании к Евреям пишет: А без веры угодить Богу невозможно; ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает (Евр. 11: 6). Из этого следует, что вопрос доверия к Богу и угождения Ему — это вопрос веры. А вера, как известно, от слышания, а слышание от слова Божия (Рим. 10: 17). Это значит, что для укрепления в вере нам просто необходимо пребывать в постоянном чтении Священного Писания и изучении его толкования святыми отцами. Это необходимо еще и потому, что именно здесь мы находим примеры, укрепляющие нас в тяжелых жизненных ситуациях. Взять хотя бы невероятную победу над Голиафом! Уж кто-кто, а филистимляне точно рассчитывали на легкое сражение, глядя на своего воина-великана. И что же? Вышел против него отрок с небольшим камушком в руке… Да, над ним смеялись. Да, родной брат не оценил такого поступка, презрительно заметив: Я знаю высокомерие твое и дурное сердце твое (1 Цар. 17: 28). Но Давида это не остановило. Он запустил свой камень и сразил Голиафа! Таких чудес Божественной помощи не счесть. И если регулярно выделять время для чтения, то в голове волей-неволей начнет что-то откладываться. Поверьте, нужные библейские сюжеты всплывут в памяти именно в те моменты, когда это будет необходимо. И, возможно, когда-нибудь мы сможем искренне помолиться: «Боже, Ты столько раз помогал Своим людям. Помоги же и мне! Всё мое упование лишь на Тебя!» Хотя, конечно, одного чтения недостаточно. Нужно стремиться к чистой христианской жизни, к соблюдению заповедей. Нужно иметь храбрость заметить в себе грех. А пока мы живы, мы всё еще можем бороться.

Павел Давыдов, православный автор


Возврат к списку

Комментарии

У вас нет прав на добавление комментариев. Обратитесь к администрации сайта.