ЧАСТЬ 1. ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ.

 Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Сергиевом Посаде – один из красивейших храмов России. Она была возведена во 2-й половине XVIII века (1757 – 1769) в селе Клементьево, издревле принадлежавшем Троице-Сергиеву монастырю. В 1782 году Клементьево наряду с другими подмонастырскими поселениями вошло в состав новообразованного Сергиевского посада – современного города Сергиев Посад.

Краткие сведения о появлении поселений вблизи Троицкой обители содержатся в «Житии преподобного Сергия, игумена Радонежского», составленного преподобным Епифанием Премудрым в 1417-1418 гг. По преданию, некий крестьянин Климент (в просторечии Клементий) первым поставил свой дом возле святой обители. От его имени и пошло название села. Изначально Клементьево числилось во владении удельных радонежских князей. Один их них, Андрей Владимирович Радонежский, правнук великого московского князя Ивана Калиты, двоюродный племянник благоверного князя Дмитрия Донского, не позднее 1425 года передает Клементьево в собственность Троицкого монастыря. В письменных источниках Клементьево (древнейшая часть города) впервые упоминается в летописи под 1446 г. в связи с событиями Феодальной войны.
Дальнейшее развитие села предопределила Переславская дорога (современное Ярославское шоссе) – важное стратегическое направление и торговый тракт, неоднократно менявший свое направление и название. В середине XV века он связал знаменитый монастырь и Клементьево с Москвой, северными и волжскими городами, а позднее – с Уралом и Сибирью. Близость дороги, соседство с обителью преподобного Сергия способствовали процветанию торговли и ремесла, превращению Клементьева в одно из крупных и богатейших сел Московского государства.
Возможно, богатое Клементьево имело свою церковь уже в XV веке. Первое достоверное сведение о ней относится к 1513 году: «лета 7022 ноября 28 священа бысть церковь древена в Клементьеве», – сообщает монастырская рукопись XVI века. Из другого документа того же периода мы узнаем, что церковь была посвящена празднику Успения Божией Матери.
Хозяйственные книги Троицкого монастыря, относящиеся к концу XVI века, наряду с Успенской церковью фиксируют в Клементьево и храм святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских: «Село Клементьевское, в нем церковь Успение Пречистой Богородицы, древяна верх; да другой храм теплой Николы Чудотворца, древян клетцки».
В начале XVII столетия оба храма вместе с селом и другими окрестностями Троице-Сергиева монастыря были сожжены отрядами самозванца Лжедмитрия II.
В 1608 – 1610 гг. жители Клементьева, прихожане упомянутых храмов проявили мужество и героизм, защищая от врага «первый монастырь Московского государства» (Троицкий монастырь находился в осаде 16 месяцев). История сохранила имена двух простых крестьян – Никона Шилова и Петра Слоты. Эти клементьевцы ценой собственной жизни взорвали вражеский подкоп, тем самым спасли знаменитый монастырь и «троицких сидельцев».
После снятия осады зимой 1610 г., по указанию троицкого архимандрита преподобного Дионисия (Зобниновского), в Клементьево было погребено ок. 1500 жертв Смутного времени. По тем временам это численность мужского населения крупного города.
Несмотря на полное разорение в период Смуты, Клементьево быстро восстанавливается и достигает своего максимального расцвета, к концу XVII столетия здесь, согласно Писцовым книгам 1684 г., числилось 894 жителя мужского пола. Не позднее 1623 года в селе отстраивается новая Никольская церковь.
Чуть позднее Никольскую церковь сменяет Успенская, тоже деревянная. В храме имелось два придела: в честь святителя Николая Чудотворца и преподобного Алексия, человека Божия. Монастырская опись 1641 года сообщает:«село Клементьево, а в нем церковь Успение Пречистой Богородицы с приделы, о трех верхах, шатровые, главы обиты немецким железом; с правую сторону придел Николая чюдотворец, а с левую сторону Алексий человек Божий».
 Весной 1649 г. в Клементьево останавливался Иерусалимский патриарх Паисий, в июне 1653 г. – Константинопольский патриарх Афанасий Пателарий. Еще ранее в 1619 году Троице-Сергиев монастырь посетил Иерусалимский патриарх Феофан (1606-1644). «Житие преподобного Дионисия» так описывает его встречу: «Архимандрит же Дионисий оказал ему честь выше царского величества… А мирские священники и все люди раньше встретили его в поле, и с женами, и с детьми: и все к святым ногам сего святейшего Феофана припадали со слезами… И он всем дал благословение». В 1655 году, утром в субботу после Троицына дня на Литургии в клементьевской церкви молились патриарх Антиохийский Макарий и его сын архидьякон Павел Алеппский (ок. 1626-1669). Почетные гости останавливались на отдых в клементьевской гостинице. В 1668 году, 24 сентября, на подворье в Клементьево отдыхал патриарх Александрийский Паисий.
Деревянная Успенская церковь, располагавшаяся примерно в метрах 40 от ныне действующего каменного храма по направлению к юго-западу (чуть ближе к современной Воробьевской улице), погибла в опустошительном пожаре 1746 года. Ее сменила деревянная церковь, позднее это место было отмечено деревянной часовней, а потом каменным столпом, которые не сохранились. Бедствие показало необходимость строительства каменного сооружения. Так, во 2-й половине XVIII века появляется ныне существующий храм.


Возврат к списку