7 Января 2024

«Странное Рождество видевше,

устранимся мира, ум на Небеса преложше, сего бо ради Высокий Бог на земли явися смиренный человек…»

 

Возлюбленные о Господе, братья и сестры!

Имея искреннее, сердечное желание, спешу поздравить Вас с Новым годом и радостным праздником Рождества Христова!

Мы сегодня вспоминаем великое, беспримерное, неповторимое событие – явление Бога на земле в человеческой плоти! Событие, которому удивились Ангелы, а Святая Церковь наименовала его таинством. «Таинство странное вижу и преславное: Небо – вертеп, престол херувимский – Деву, ясли – вместилище, в нихже возлеже Невместимый Христос Бог…».

Поистине, предивное чудо! Сам Творец вселенной облекается во смирение нашей плоти: «Сын Божий Сын человечь бывает» – восклицает Церковь! А, приняв человеческое естество, войдя в жизнь беззащитным младенцем, Царь Неба и земли делает пещеру Своим дворцом, а ясли для животных – Своей колыбелью.

Погружаясь умом в смысл нынешнего праздника, примем всем сердцем слова Христа Спасителя: «Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем (Мф. 11,29)», которые Он личным примером исполнил в Своем Боговоплощении и Крестных страданиях.

Истинная, настоящая вера православного христианина подтверждается делами и образом жизни. А потому, решительно и твердо последуем примеру Богомладенца Христа. Понесем безропотно тяготы и невзгоды нашей жизни, ободряясь словами одного из святых: «Смирение приносит прощение всякого греха».

От всего сердца желаю Вам благоденствия и благополучия в наступившем Новолетии, духовной радости, душевной тишины и спокойствия! Богомладенец Христос да благословит Вас и подаст Вам и Вашим близким обилие Своих щедрот!

«Христос рождается – славьте! Христос с Небес – встречайте!»

С благословением и любовью,

благочинный храмов

Сергиево-Посадского округа,

игумен Иоанн (Самойлов)

Рождество Христово 2024 год

 

***

 

Приближается уже праздник Рождества, и день радости у дверей; радость же великая, какой не было от века. Ибо Сын Божий приходит к нам не в гаданиях и символах, как некогда являлся отцам, но чрез Рождение от Девы нисходит, самолично являясь нам. Блаженнее этого ничего не было в родах родов и ничего не было удивительнее во всех чудесах, которые Бог сотворил от века. Поэтому Ангелы благовествуют таинство [Рождения] и звезда указывает, что на земле родился Небесный. Поэтому пастухи спешат увидеть благовещенное спасение и волхвы несут царственные дары (см. Лк. 2:7–20). Поэтому новая песнь воспевается о новых делах, что в вышних славимый Бог явился на земле как мир. И апостол свидетельствует, говоря: Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду, упразднив вражду Плотию Своею, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством креста, убив вражду на нем (Еф. 2:14–16). Это желали видеть бывшие от века пророки и праведники, но не видели иначе, как только верой. Мы же и видели своими очами, и осязали руки наши, как написано, о Слове жизни, – ибо жизнь явилась (1Ин. 1:1–2), и мы приняли усыновление.

Но что воздадим Господу за все, что Он даровал нам? (ср. Пс. 115:3 по LXX)? Уже святой Давид, предупреждая, возгласил: Чашу спасения прииму и имя Господне призову (Пс. 115:4).

Итак, возрадуемся, что и мы удостоились воздать воздаяние Господу за все, что Он воздал нам. Какое же это воздаяние? Крестоносная жизнь, которую мы избрали, и исповедание, в котором мы стоим и хвалимся надеждою славы Божией (Рим. 5:2), что, бесспорно, есть свидетельство. И таким образом нам должно праздновать не один день, но в течение целой жизни. Те же, которые управляются плотью и находятся в плену у страстей, не могут ни праздновать, хотя кажутся празднующими, ни быть свободными, будучи рабами страстей, проданными греху. Поэтому и написано: всякий, делающий греху есть раб греха. Но раб не пребывает в доме вечно; сын пребывает вечно (Ин. 8:34–35). Так как и мы удостоились быть названными сынами по благодати, то пребудем в доме вечно (ср. Ин. 8:35), если только начатую жизнь твердо сохраним до конца (Евр. 3:14). Поэтому, укрепляемые Духом Святым, будем держаться нашего подвижнического состояния и будем внимательны друг ко другу, поощряя к любви и добрым делам (Евр. 10:24), в послушании, в смирении, в кротости, во всех других прекрасных стремлениях, не уклоняясь от своего намерения, но возбуждаясь все более и более, и тем больше, чем более приближающимся видим тот день. Ибо приближается день Господень, великий и славный (Деян. 2:20), когда открыто явится Судья всех и узрят Его в той славе, в какой видели Его апостолы в Божественном Преображении, взвешивая и судя всякую мысль и воздавая каждому по делам его. Да узрим Его и мы, со всеми святыми, милостиво взирающим на нас и принимающим в Царство Небесное благодатью, милосердием и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, ибо Ему подобает слава, честь и поклонение с Отцом и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 

Источник: Творения преподобного отца нашего и исповедника Феодора Студита в русском переводе. Т. 1. СПб., 1907.



Возврат к списку

Комментарии

У вас нет прав на добавление комментариев. Обратитесь к администрации сайта.